Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования ДТП, где пострадали пассажиры, пешеходы, водитель, где был поврежден автомобиль служит экспертиза ДТП, которую в разных случаях зачастую разнолико именуют то автодорожной, то дорожно-транспортной, то дорожной.

Интересно то, что ни одно из вышеуказанных наименований дорожной экспертизы не является точным и научно-обоснованным, но об этом чуть позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (дорожная или автодорожная экспертиза) остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных факторов.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза обрела свое уникальное название более семи лет назад, основная масса следователей, адвокатов, судей, юристов по прежнему назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая только класс экспертиз, не уточняя точного вида экспертного исследования.

В следствии столь абстрактного и общего определения требуемой экспертизы, в нашей практике довольно часто складываются ситуации, когда в офис какой-либо организации, где имеются вроде бы как «автоэксперты» (оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей), приходят материалы дела, для исполнения которых требуются познания эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (полотна дороги, дорожной разметки, дорожно-транспортных происшествий, дорожных знаков).

Возникает ситуация, когда материалы дела возвращаются в судебные или следственные органы без надлежащего исполнения, в результате чего сроки не выдерживаются из-за неграмотности участников судебно-следственного процесса.

Задачи и цели дорожно-транспортного исследования:

• обстановка на месте происшествия: обочин, участка дороги за пределами дорожного покрытия, состояние проезжей части;

• состояние дороги в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности должного восприятия водителем сложившейся ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения происшествия;

• установление значений параметров и коэффициентов, характеризующих передвижение транспорта и иных участников на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения транспортных средств и других участников по покрытию автомобильной дороги;

Выяснение обстоятельств, связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению ДТП: неправильная разметка дороги, неблагоустроенность дороги, неправильное расположение дорожных указателей, отсутствие должных дорожных знаков и другие отрицательные особенности ситуации.

Для проведения автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы специалисту требуется предоставлять все имеющиеся материалы уголовного, административного, гражданского дела, которые относятся к происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также необходимо знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо полнейшее изучение всего комплекса информации о ДТП.

К слову, в случаях, где основной причиной происшествия являются погодные условия будет необходима справка о погодных условиях из Гидрометеоцентра в момент дорожно-транспортного происшествия.